Города.
Города у восточных славян зародились задолго до возникновения единого государства. Но поначалу это были либо центры племенных княжений, либо места, где стояли языческие боги и находились языческие капища. Уже в это время некоторые города превращались в центры оживленного торгового обмена и ремесленного производства, в укрепленные «детинцы» (замки), стоящие в неприступных для врагов местах на высоких горах, на речных кручах, куда население близлежащей округи сбегалось в случае нашествия врагов.
По мере развития хозяйственной жизни на Руси, совершенствования ремесла, сельского хозяйства, торговли, по мере создания единого государства и затухания прежних родоплеменных порядков городская жизнь стала заметно меняться. Зачахли прежние городки, где жила племенная знать. Так случилось с центром древлянских земель городом Искоростенем, который во времена Игоря и Ольги соперничал с Киевом. С принятием христианства многие священные языческие места оказались в запустении, а люди, селившиеся вокруг них и обслуживавшие потребности Волхвов и верующих, разбрелись по другим краям. Зато набирали силу города, которые стояли на оживленных торговых путях, где оседали купцы, куда тянулись ремесленники, стремящиеся выгодно продать свои изделия.
Однако наибольшую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они были политическими и административными центрами. Одновременно они росли и расширялись как торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредоточивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли христианские службы митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.
В то же время эти города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции и являлись неприступными твердынями. Такие города были и центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки. Причем все эти черты возникали в зародыше с самого начала формирования крупных городов Руси и определяли городскую жизнь.
Точно так же возникали известные города Западной Европы. Однако там развитие городской жизни определялось еще одной весьма важной чертой, которой не знала Русь. Многие западные города возникали на месте старых римских городских поселений или римских крепостей. Таким центром римского владычества в Британии был, например, Лондон. В таких центрах сосредоточивалось наиболее подготовленное в хозяйственном отношении население, наиболее грамотные люди, военные, юристы. С переходом этих римских городских центров, под власть варваров их экономический и культурный потенциал был поставлен на службу новым властям. И хотя варвары в ходе завоеваний, грабежей, разрушений значительно затормозили городскую жизнь, все же со временем эта жизнь вошла в плоть и кровь наиболее крупных западных городских центров - таких, как Лондон в Англии, Кельн в Германии, Арль, Марсель во Франции и, конечно, многие города на территории Италии, включая последнюю столицу Римской империи Равенну, да и сам «вечный город» Рим.
Русь не имела этого наследства и питалась в основном лишь собственными силами, что во многом замедляло русскую городскую жизнь по сравнению с ведущими странами Запада. Но все же города на Руси возникли ранее, чем в ряде стран Европы, скажем, в Венгрии, Польше, в Скандинавии (Швеции и Норвегии).
IX в., время складывания государства на Руси, стал и рубежом появления всех наиболее крупных древнерусских городов. В Х-начале XI в. на Руси насчитывалось уже около 30 крупных городских центров с укрепленными «детинцами», кремлями, площадь которых была свыше 2,5 га. В середине XI - первой половине XII в. таких городов было уже 42, а к середине XIII в.-62 города.
Среди них выделялись те центры, которые обладали всеми характерными чертами городской жизни. К ним относились Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Суздаль, Ростов, Ладога, Любеч, Переяславль, Перемышль и др. Они сложились как крупные городские центры в X - XI вв. Все они были обнесены мощными стенами, имели сложную систему укреплений, являлись княжескими резиденциями. Сюда свозились дани, военные контрибуции. Здесь князь творил «суд и расправу», здесь собирались судебные и торговые пошлины.
Храмы, монастыри.
Описание древнерусского города было бы неполным, если бы мы не упомянули расположенные там храмы и монастыри. В каждом городе стояли свои главные городские соборы. В Киеве это были сначала Десятинная церковь, а потом храм святой Софии, в Чернигове — храм Спаса, в Новгороде — также по киевскому образцу — рано умерший старший сын Ярослава Мудрого Владимир построил Софийский собор.
В XI в. в Киеве уже существовали кроме Печерского монастыря Выдубицкий монастырь, принадлежавший княжеской семье, а также женский монастырь. Монастырская жизнь тесно вплеталась в общий городской уклад.
Помимо главных, кафедральных соборов, где церковную службу вели главы местных церковных приходов — архиепископы и епископы, в каждом крупном городе стояли десятки других церквей, которые строились князьями, боярами, богатыми купцами, а то и ремесленниками на собственные деньги. У богатых людей близ собственных хором или внутри этих хором нередко были свои ломовые церкви, где молились лишь члены семьи и слуги.