Общественные потрясения.


Человеческая природа, человеческая жизнь и человеческое общество устроены так, что противоречия между отдельными людьми, между спаянными одними интересами социальными группами и сословиями неизбежны.
Неизбежность этих противоречий объясняется многими причинами. Во-первых, тем, что люди от рождения отличаются разными способностями. Это не позволяет им одинаково воспринимать мир и при равных условиях обретать равные возможности. Во-вторых, неравенством самих этих условий, определяемых социальным положением людей, в которых даже более одаренные люди вынуждены занимать низшие ступени общественной лестницы. В-третьих, сочетанием различных жизненных ситуаций, в которых люди проходят свой жизненный путь. Человек весьма редко осознает свою истинную ценность, которая определяется как его врожденными способностями, так и объективными условиями его существования. Зато каждый человек прекрасно понимает и ощущает превосходство другого, в первую очередь в сфере общественного положения. Именно это во многом сближает весьма разных людей, в большие группы по интересам: в одном случае по ущемленным интересам, в другом - по защите своего привилегированного положения.
Но это вовсе не значит, что люди находятся в постоянной борьбе друг с другом. Люди, группы, сословия нуждаются друг в друге, и в то же время индивидуальные интересы людей, их общественные интересы порой прямо противоположны. Личные интересы человека — двигатель общества, но они одновременно являются взрывоопасным «материалом», который может это общество взорвать, если накал противоречий переходит в накал страстей, овладевающих большими массами людей.
Первые крупные общественные схватки на Руси возникли тогда, когда Киев подминал под себя другие племенные княжения. Древлян, вятичей, членов других племен сплачивало желание отстоять свою независимость, и здесь сходились интересы, скажем, древлянского князя Мала и безвестного древлянского смерда. Несколько раз поднимали в X в. восстание против Киева древляне, вятичи, самостоятельный путь исторического развития искали полочане. Племенной сепаратизм был главным общественным чувством, которое сплачивало людей и поднимало их на борьбу.
К концу XI в. Русь, кажется, более не тревожили племенные или региональные (от слова «регион» — область, часть страны) распри и ничто не нарушало ее внутреннего государственного покоя. Но это было обманчивое впечатление. Угли политического сепаратизма, который уходил еще в прошлую племенную жизнь, тлели постоянно. Это чувствовалось в постоянной угрюмой настороженности вятичей, в особой позиции Полоцка, который десятилетиями вел нескончаемую войну с Киевом, и в извечной оппозиции Новгорода, не забывшего свои былые вольности варяжской поры.
По мере развития общественных отношений на Руси, появления богатых и бедных, складывания княжеско-боярско-дружинной верхушки, начала ее наступления на земли свободных крестьян племенной сепаратизм отступал в тень. Другие противоречия выходили на первый план.
С конца X в., со времени введения христианства на Руси появились противоречия между теми, кто был предан старой языческой вере, и носителями идей христианства. Язычество было сильно на севере и северо-востоке страны. Именно на новгородском севере, на вятичском северо-востоке вспыхнули первые пожары неповиновения. Нежелание принять христианство в качестве новой религии шло рука об руку со старыми племенными традициями. Ряд мятежей произошел в связи с введением христианства в Новгородской земле.
В 1024 г. в Суздальской земле был большой голод. Среди населения прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Народ бросился в их дворы и стал избивать их и разыскивать хлеб. Во главе движения встали волхвы. Так в этом мятеже сплелись мотивы социальные, религиозные и племенные. Потребовалось Вмешательство самого киевского князя Ярослава. Он явился в Суздальскую землю с дружиной, похватал и казнил руководителей мятежа — волхвов, утихомирил край.
В 1068 г. от половцев потерпели поражение великий князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и его братья Святослав и Всеволод. Княжеская дружина заперлась за киевскими стенами. Именно в это время началось брожение среди горожан. Они требовали у князя оружия и были готовы защитить город. Ремесленно-торговый Подол гудел. Там шло нескончаемое вече. Люди требовали освободить из тюрьмы вероломно захваченного сыновьями Ярослава их соперника полоцкого князя Всеслава, разорившего перед тем Новгород. Народ хотел поставить его во главе войска в борьбе с половцами.
Одновременно раздавались голоса о злоупотреблении княжеских воевод и управителей, о притеснении народа, несправедливых поборах. С Подола сотни людей двинулись к княжескому дворцу. Другая часть направилась к тюрьме, где томился полоцкий князь Всеслав.
Близкие к Изяславу люди советовали князю послать воинов к тюрьме и убить Всеслава, но киевский князь колебался. Время было упущено. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь, его брат Всеволод бежали. Толпа разгромила и разграбила княжеский дворец. Оттуда было унесено много золотых и серебряных изделий, дорогие меха. Князь Всеслав был освобожден из тюрьмы и возведен восставшим народом на киевский трон. Изяслав бежал в Польшу.
Семь месяцев правил в Киеве Всеслав. К этому времени Святослав черниговский разгромил половцев и обезопасил на время русские границы, Изяслав собрал в Польше большую рать и двинулся на Киев, вместе с ним шли польские отряды. Всеслав с киевлянами выступил навстречу. Войска сошлись близ самого Киева. Ночью Всеслав тайно покинул киевлян и бежал к себе в Полоцк. Оставшееся без вождя войско побежало. Вскоре войско Изяслава было уже около стен Киева. Восставший город открыл ворота великому князю и повинился.
Пламя мятежа, охватившее Киев, распространилось и на другие русские земли. Бунтовали смерды вокруг Киева. Отказывалось платить дань и налоги население в Смоленской земле. Поднялось далекое Белоозеро. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Мятеж возглавили здесь два волхва, которые призывали простых людей к расправе над имущими. Были разграблены житницы, амбары богатых людей. Вскоре волхвы были схвачены и убиты воеводой Яном Вышатичем.
В Новгороде в 1071 г. начался мятеж, направленный против епископа. И снова волхв встал во главе восставших. На епископском дворе стояла княжеская дружина. Весь остальной город оказался в руках восставших. И только убийство волхва во время переговоров помогло рассеять восставших.
Лишь к 1072 г. на Руси был восстановлен порядок и трое Ярославичей — Изяслав, Святослав и Всеволод предприняли меры по успокоению земли. Был разработан новый свод законов, так как старая Ярославова «Русская Правда» уже не отвечала запросам времени.




Rambler's Top100

Хостинг от uCoz