Церковь и религия.


Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси действительно широкое распространение и приобрела определенней вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище «Мудрого».
По инициативе Ярослава на месте победы над печенегами в 1037 г. был заложен новый кафедральный храм в Киеве - собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу и размерам.
В середине 50-х гг. XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь.
Начало его созданию положил Иларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестове, загородной резиденции великих князей. Иларион был глубоко верующим человеком. Свои молитвы к Богу он возносил в уединении. С этой целью он уходил на берег Днепра, где выкопал себе пещеру в горе, и проводил там долгие часы в молитвах, размышлениях и посте.
В период противоборства с Византией, когда Русь стремилась к независимости своей церковной организации от константинопольского патриархата, Ярослав решил выдвинуть на митрополичью кафедру (главный церковный пост на Руси) русского священнослужителя, между тем как до этого митрополичью кафедру занимали греки, присылаемые из Византии.
Выбор Ярослава пал на скромного и богомольного Илариона. В 1051 г. на общем собрании русских епископов Иларион был избран митрополитом. Он покинул свою пещеру, и она некоторое время пустовала. Но затем в ней появился новый отшельник. Это был монах Антоний.
Ещё молодым человеком некто Антипа родом из Любеча побывал в Византии в знаменитом своей святостью и премудростью монастыре на горе Афон. Там он принял монашеский постриг и под именем Антония вернулся на Родину с твердым намерением продолжить служение христианской вере и содействовать распространению монашества. Антоний и поселился в покинутой Иларионом пещере на крутом берегу Днепра, проводя дни и ночи в молитве. Питался он черствым хлебом, который запивал ключевой водой.
Слава о святости и подвижничестве Антония быстро распространилась по округе, и к пещере началось паломничество. Люди приносили отшельнику пищу, просили благословения. Приходил к святому угоднику и великий князь Ярослав, а позднее сменивший его на престоле Изяслав Ярославич. Вскоре около Антония собрался круг отшельников, которые, выкопав большую пещеру, поселились в ней. Это было начало Печерского (от слова "печора" — пещера) монастыря.
Монахи добывали собственным трудом пропитание, проводили время в молитвах. Все новое и новое число верующих приходило в монастырь. Сам же Антоний ушел из начавшей жизнь обители, выкопал себе новую пещеру, где продолжал жить в уединении, там он и скончался, прожив в пещере около 40 лет. Печёрский монастырь продолжал расти, отстраиваться. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завёл большое собственное хозяйство, где применялся труд зависимых людей. Ему уже принадлежали окружающие земли, подаренные монастырю великим князем. Слава монастыря особенно возросла, когда его игуменом стал отец Феодосий.
Юношей он пришел в пещеру к Антонию, принял монашество и участвовал в организации монастыря. Феодосий отличался ревностным благочестием и глубокой верой. В то же время он выделялся твердостью характера, нетерпимостью к инакомыслию.
Юношей он ушел из богатого дома в Курске и стал вести отшельнический и подвижнический образ жизни. Никакие уговоры матери, угрозы, попытки посадить его под домашний арест не имели успеха. Как только Феодосий выходил на волю, он сразу же превращался в религиозного пилигрима; одетый в лохмотья и питаясь подаянием, он бродил по Руси. Его появление в пещере Антония было закономерным итогом его странствий и идеалов.
При игумене Феодосии Печёрский монастырь стал сильной церковной и мощной хозяйственной организацией, он приобрел, большой общественный вес. Феодосии выступал за единство Руси, против влияния «латинства», т. е. западной церкви. Великие князья считались с авторитетом игумена. Уходя на войну, князь и воеводы просили благословения святого отца.
Такие религиозные подвижники, как Антоний и Феодосий, становились со временем гордостью русской церкви. Из их среды и формировался первый состав русских




Rambler's Top100

Хостинг от uCoz